#амадрама_лекторий
7 ПРАВИЛ НАПИСАНИЯ ХОРОШЕЙ КОРОТКОМЕТРАЖКИ
Стэфани Джоэланд, американский сценарист и режиссер
Хорошее короткометражное кино может стать для сценариста отличной визитной карточкой. Написание сценария к короткометражному фильму требует все тех же навыков, что и в полном метре - хотя и в меньших масштабах. Смотрите ли вы короткометражное кино? Давайте делиться в комментариях видео и названиями понравившихся работ!
1. Чем короче, тем лучше
Короткометражный фильм - это все, что длится от 15 секунд до 45 минут. Сделайте ваш фильм короче, чтобы минимизировать затраты на его производство. Понятно, что цифровые технологии дают свободу фильммейкерам, но время все еще стоит денег, как и пропитание для съемочной группы. Если начнется спешка, фильм будет выглядеть аматорским. Фильм должен быть дешевым, но не должен выглядеть дешево! К тому же, если вы захотите отправить фильм на фестиваль, то постарайтесь уложиться в 10 минут, а лучше - 7-8 минут максимум. Почему? Если ваш фильм будет длиннее, то он съест больше времени в общем показе, а фестивали обычно предпочитают показывать в нужный промежуток времени столько короткометражек, сколько возможно! Вызвать эмоции можно и за пару минут.
Посмотрите фильм «Sebastian’s Voodoo». Это 4-минутный анимационный ролик о кукле Вуду, которая должна пронзить иглой свое собственное сердце, чтобы спасти своего друга, и это абсолютно душераздирающая история.
2. Не забывайте о практических аспектах сценарного ремесла
В написании короткометражных сценариев есть позитивный момент: вы можете написать все, что угодно, т.к. у вас над головой не висит какая-нибудь студия и какие-либо обязательства. Тем не менее, не забывайте о практических вопросах в этом деле. Я часто читаю сценарии, в которых присутствуют сцены погони, аварий машин и пр. И многие сценаристы, похоже, не понимают, сколько времени уйдет на подобные сцены. Лучше воспринимайте написание сценария для короткометражки как возможность оценивать и рассчитывать, сколько времени и денег уйдет на каждую строчку, написанную вами на бумаге. Конечно, вы можете вообразить великолепную сцену с белыми лошадьми, скачущими в лунную ночь, но задумайтесь, так ли много у вас знакомых ковбоев или специалистов по компьютерной графике. Если у вас скромные ресурсы, мыслите менее масштабно.
«Apricot» - хороший пример низкобюджетного фильма (хотя он снят настолько профессионально, что я сомневаюсь в его малом бюджете). То же самое касается азиатской короткометражки «Just a Love Story», основные действия которой происходят в лифте.
3. Визуализируйте
«Фильм - это визуальный медиум». «Показывайте, не рассказывайте». Это золотые правила сценарного ремесла, которые сценарные гуру не перестают нам повторять. И все равно приходиться читать сценарии, чрезмерно переполненные диалогами. Кино - это рассказывание истории в картинках, это наиболее экономичный способ передачи информации. А когда вы снимаете короткометражный фильм, экономия - это все. Создайте визуальную предысторию ваших персонажей. Попробуйте раскрыть их темперамент, профессию, статус и все остальное через визуальные образы.
В фильме «The Lunch Date» светская дама прежде, чем воспользоваться вилкой, тщательно вытирает ее. О чем это вам говорит? Обратите внимание, что в этом короткометражном фильме практически нет диалогов, в фильме, который выиграл Оскар как «Лучший короткометражный фильм».
4. Найдите отдельные моменты
Лучшие короткометражки - это часто отдельный момент, который случается с героем, но этот момент внутри себя прячет настоящую историю. Что я подразумеваю под историей? Я говорю о конфликте, который должен разрешиться, о дилемме, ставшей на пути героя, о решении, которое должен принять протагонист. Постарайтесь добавить конечные сроки, тиканье часов. Это не обязательно, но добавит некоторую напряженность в ваш сюжет.
Фильм «On Time» - пример хорошей короткометражки, собравшей в себе все эти условия. Фильм рассказывает о парне с разбитым сердцем, который может увидеть будущее и использовать это в своих интересах.
5. Расскажите историю
Всегда необходимо рассказывать увлекательную историю. Остерегайтесь идей, основанных лишь на общей концепции, либо направленных на нарушение всех правил, лишь бы нарушить эти правила. Короткометражный фильм - прекрасная возможность расширить границы того, на что способно киноповествование, но в нем все равно должно быть что-то, что эмоционально увлекает зрителя. Вкратце, если это не суперкороткая история, то в фильме должен быть герой, добивающийся своей цели, и антагонист, ставший для него препятствием.
Посмотрите фильм «I love Sarah Jane». Это история о подростках в городе-призраке, где взрослые превратились в зомби. В то же время в основе лежит история любви, история о парне, который не может добиться девушки старше него.
6. Вовлеките зрителя
У вас слишком мало времени, чтобы произвести впечатление и увлечь аудиторию. Одна страница короткометражки - это 10 страниц полнометражного фильма. Каков окружающий мир? Должны ли мы сопереживать главному герою? Выглядит ли мир и история достаточно реалистичными? Концовка также крайне важна: трудно по-настоящему прочувствовать хорошее завершение истории, поэтому уделите особое внимание значимой, удовлетворяющей ожидания концовке.
7. Избегайте клише
В коротком метре часто встречаются разные клише или избитые темы. Почему столько людей хочет писать о наемных убийцах, грабителях, о людях, думающих о своей смерти, об инцесте, о насилии и пр.? Избегайте стереотипов, если только у вас не появится свежий взгляд на подобные вещи, как в фильме «The Descendent».
Пишите о том, что вам близко по духу, что вызывает у вас эмоции, а не о том, что вы заимствовали из других фильмов. Не уходите от коротких историй, придерживайтесь малого формата - идеального средства для них и для вас, возможности рассказать небольшие истории как профессиональные сценаристы.
Последнее, но не менее важное: смотрите как можно больше короткометражных фильмов. Знания о том, что смотрят люди, нельзя ничем заменить, и вы как зритель (а также как автор) должны думать и чувствовать это.